Новости

Обман туристов в Европе

В Италии, да и вообще в Европе, в кафе и ресторанах приняты не чаевые, а плата за обслуживание. Обычно она фиксированная (1,5-2 евро с человека), иногда — в процентах (10 или 15). И только в Венеции можно столкнутся с одновременно двумя платами: за обслуживание (5 евро — столик) + обязательные чаевые (10 процентов). 

Как не попасться?

Общее правило простое: если столик без скатерти (какой бы клеенчатой, грязной и прожженной она ни была) — платы за обслуживание нет. Если скатерть есть (даже клеенка) — с вас что-то возьмут, но сколько, всегда можно уточнить на входе. Кроме того, не забывайте спрашивать, возьмут ли с вас деньги за хлеб, который стоит на столе, или, например, посыпку сыром, которую принесли к пасте.


Во многих европейских странах, в отличие от России, на входе в общественный транспорт нет турникетов. Например, в Берлине вы спокойно можете войти без билета в вагон, но там вас, вполне возможно, встретит суровый контролер. От него вы и узнаете, что на каждой станции есть пара-тройка желтых коробочек, в которые нужно было вставить билет для постановки даты и времени перед тем, как садиться в поезд. В Вене и Будапеште компостеры или валидаторы стоят на входе, так что не заметить их трудно. А вот в Венеции аппараты, к которым нужно перед входом приложить билет на вапоретто, вообще вынесены за пределы плавучей станции.

Как не попасться?

Искать глазами валидатор в любом транспорте и помнить, что его может не быть внутри. Например, в Берлине прокомпостировать билет можно только на платформе. А на вапоретто в Венеции — до входа на плавучую станцию. Если вы уже оказались в такой ситуации, смело делайте вид, что не знаете английского языка. В большинстве случаев никто не станет искать переводчика, чтобы взять штраф с туриста, который билет все-таки купил. Автоматы сдачу не дают!


Еще одна причина непредвиденных расходов туристов — штраф за непрокомпостированный билет на поезд или покупка новых билетов в случае опоздания. Россияне привыкли, что у нас на конкретный поезд покупается конкретный билет и его, соответственно, не нужно компостировать. В Европе же билеты на региональные поезда (то есть, по сути, аналоги наших пригородных электричек) обычно универсальные и действительны несколько месяцев после покупки. Поэтому даже если вы купили в аппарате билет на конкретный поезд, но при этом в нем не указаны ни дата отправления, ни место посадки, значит он, скорее всего, действителен на несколько месяцев вперед. 

Как не попасться?

Всегда внимательно смотрите, есть ли на вашем билете четкое время отправления и место в вагоне. Если нет — этот билет универсальный, он действует на все поезда соответствующей категории; так что если вы опоздали, можете смело заходить в следующий, только не забудьте его прокомпостировать на станции. 


Одна из неприятных финансовых ловушек поджидает покупателей в аэропорту. Россияне уже успели привыкнуть, что за все свои покупки они на выезде из страны получат возврат налога, если, конечно, оформят соответствующий чек на кассе. Обычно так и происходит: вы ставите печать на таможне, идете в кассу, и на покупки в дьюти-фри у вас появляется дополнительная сумма наличными. Но некоторые аэропорты практикуют другой формат: после постановки штампа вам сообщают, что возврат в полной мере производится только на банковскую карту, а если вы не доверяете фирме и хотите получить свои наличные уже сейчас, то идите в офис обмена валюты. В евро вам там выдать возврат налога не могут, зато с удовольствием заплатят в рублях, после того как проведут конвертацию по своему курсу и еще комиссию возьмут. 

Как не попасться?

Заполняйте заранее в квитанции раздел для возврата на кредитную карту, но не ставьте галочку о том, что хотите получить налог именно так. Тогда в аэропорту вы сможете быстро решить, как будет выгоднее получить деньги: на месте или через 5 дней в электронном виде. И никаких нервов на вылете — вы просто ставите галочку в соответствующем поле и расписываетесь.


Во многих европейских странах, например в той же Италии и Франции, к туристам подходят на улице с предложением подписать какую-нибудь петицию. Цели собиратели подписей обычно преследуют благие, например защита окружающей среды или повышение качества образования. Вот только после того, как вы поддержите якобы местных «зеленых», с вас могут попросить символическое пожертвование в пару евро, а если откажетесь — закатить истерику, что из-за этого придется переделывать весь подписной лист. На самом деле эти люди — вовсе не политические активисты, а обыкновенные мошенники, которые таким образом выманивают деньги у доверчивых туристов.

Как не попасться?

Вежливо сообщайте, что вы не знаете местного языка и не можете подписывать документ, не понимая, о чем в нем говорится на самом деле.


Показать все новости