Новости
Кто и зачем берет микрозаймы в России
Причины обращения в микрофинансовые организации (МФО) разные — от личных нужд до расширения бизнеса, а среди факторов выбора финансовой компании — прозрачность и технологичность.
Микрофинансовый рынок в России продолжает стремительно развиваться, вовлекая новых участников — с каждым годом все больше россиян обращается к микрозаймам. Как правило, это те, кому банк отказал в выдачи кредита из-за плохой кредитной истории или кто не готов долго ждать решения банка по своему кредитному заявлению.
За займом ходят все Как сообщал ТАСС, по словам основных игроков рынка, в МФО чаще всего обращаются люди в возрасте от 28 до 35 лет, которые являются высококвалифицированными работниками. В большинстве случаев это семейные люди и те, кто находятся в гражданском браке. При этом у обеих категорий есть дети.
Стоит отметить, что, по данным специалистов сервисов Займер и MoneyMan, среди клиентов превалируют обеспеченные люди со средним и высоким уровнем дохода. По словам генерального директора компании CarMoney (лидера рынка онлайн-автозаймов в России) Константина Евдакова, чаще всего займы берут мужчины среднего возраста: «Мы развиваем свои каналы продаж. По итогам январских выдач, доля новых клиентов составила 66% от общего объема, доля повторных — 34%.
Среди клиентов много молодых людей, для которых важна технологичность и максимальная доступность сервиса. 71% нашей целевой аудитории — мужчины, средний возраст которых 34 года. Мы работаем над сокращением времени „time to money“ (от заявки до получения денег), развиваем линейку сопутствующих услуг».
Почему займ — альтернатива кредитам?
Микрофинансовые организации привлекают клиентов упрощенными условиями выдачи займов, получить которые можно быстро и легко, даже онлайн. Проверка заемщика проходит оперативно, от него не требуется справка о доходах, а текущие или более ранние задолженности в других кредитных организациях (не МФО) не становятся препятствием.
Потребители микрозаймов, в зависимости от того, какой объем средств им необходим, могут обратиться в два типа МФО — микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). МКК — это чаще всего небольшие компании, которые могут выдавать физическим лицам до 500 тыс. рублей. В случае с МФК спектр возможностей гораздо шире — в таких компаниях могут выдать до 1 млн рублей.
Юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям оба типа организаций могут дать в долг до 3 млн рублей. Следует отметить, что законодательство, регулирующее деятельность МФО, постоянно совершенствуется. Так, например, с 28 января в силу вступили принятые в декабре 2018 года ограничения процентов и неустоек по кредитам. В этом же месяце Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил на имя главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной и министра финансов РФ Антона Силуанова письмо с предложениями по совершенствованию механизмов защиты потребителей при кредитовании с использованием договоров обратного лизинга.
Такие меры, как и тот факт, что контролем деятельности всех зарегистрированных на территории России МФО занимается Центробанк, позволили микрофинансовым компаниям заручиться доверием потребителей. Несмотря на то что на рынке по-прежнему присутствуют недобросовестные кредиторы (впрочем, как и в любой сфере), принятые меры по его «обелению» сделали сектор микрозаймов востребованным среди потребителей.
Для чего берут займы?
По оценкам ключевых игроков рынка, личные нужды — одна из самых распространенных причин, заставляющих потребителей брать займы. Однако цели микрокредитования могут быть разными. Генеральный директор компании CarMoney Константин Евдаков говорит: «Еще одной причиной займов являются форс-мажорные обстоятельства в семье (например, когда родственнику срочно необходимо дорогостоящее лечение).
Другая часть потребителей пользуется займами в случае, когда необходимо закрыть обязательства по другим кредитным продуктам или иным задолженностям, как, например, оплата ЖКХ. Если речь идет о бизнесе, то здесь фигурируют более крупные суммы, и цели займов связаны, как правило, с покрытием кассового разрыва, осуществления сезонных закупок. Примером может быть ситуация повышенного спроса на цветы к 8 марта или необходимость срочного восполнения оборотных средств. Своевременное получение заемных средств зачастую является вопросом выживания».