Новости

Может ли МФО конкурировать с банком

Потребительское кредитование – одно из приоритетных направлений бизнеса не только для многих банков, но и для микрофинансовых организаций, которые заинтересованы в том, чтобы как можно больше клиентов обращалось к ним за кредитными продуктами. 

Финансовый директор и один из основателей финтех-проекта Kviku (МФК «ЭйрЛоанс») Вениамин Липский в интервью Национальному банковскому журналу рассказал о том, могут ли они на этом поле успешно конкурировать с банками и если да, то за счет чего? 

NBJ: Вениамин, по вашим оценкам, насколько высок спрос сейчас на потребительские кредиты и какие факторы влияют на изменение спроса и предложения?

В. ЛИПСКИЙ: Спрос на потребительские кредиты сейчас довольно высок, несмотря на непростую ситуацию в экономике. Если говорить о факторах, оказывающих влияние на развитие этого сегмента рынка, то я бы выделил следующее: изменилось, в первую очередь, восприятие людей. Раньше многие клиенты воспринимали кредит не совсем адекватно, как своего рода бесплатные деньги, займы, которые можно не отдавать. Этим, в том числе, объяснялся высокий уровень просрочки.

Сейчас положение дел изменилось, люди более тщательно оценивают свою долговую нагрузку и рассчитывают свои возможности заранее. Немалую роль сыграл регулятор рынка, сделав более понятными правила игры для участников. Недобросовестным компаниям приходится уходить с рынка, прочие же работают в соответствии с законодательством, по указаниям и распоряжениям ЦБ РФ и правительства. Поскольку были приняты соответствующие законы, банки и микрофинансовые организации теперь предоставляют клиенту полную информацию об условиях кредита, ничего не скрывая и не утаивая.  Теперь, когда человек берет займ, ему тут же разъясняют, под какие проценты он его получает. Он понимает, что рано или поздно должен вернуть тело кредита, и при этом он осознает, что итоговая сумма возврата будет выше, поскольку на нее начисляются проценты. Иными словами, рынок стал более цивилизованным. 

NBJ: Насколько сильно может повлиять на него то, что надзорный блок ЦБ называет «увеличением риска» по потребительским или, точнее, беззалоговым кредитам? 

В. ЛИПСКИЙ: Это может сильно повлиять на тех игроков, которые в своей деятельности не соответствуют выдвигаемым регулятором критериям. Такие, к сожалению, есть, и поэтому можно ожидать, что у них будут отозваны лицензии и они не смогут после этого дальше вести свой бизнес. В краткосрочной перспективе это создает на рынке определенное напряжение, но в долгосрочной будет иметь позитивный эффект для МФО и МФК (микрофинансовых компаний. – Прим. ред.), поскольку, как я уже сказал, рынок под влиянием регуляторного воздействия становится более контролируемым и цивилизованным. Это необходимо еще и потому, что отношение к микрофинансированию у властей неоднозначное: мы знаем, что некоторые депутаты Госдумы и сенаторы время от времени озвучивают предложения о ликвидации рынка микрофинансирования. Хорошо, что регулятор осознает значимость этого бизнеса и не разделяет данную позицию. 

Показать все новости